21 Февраля 2011


Все ли в порядке с двигателем автомобиля? Может, пора откладывать деньги на проведение компьютерной диагностики, а то и на ремонт? Ответить на эти вопросы вам помогут несколько советов автоинженера Вадима Каллистратова, много лет занимающегося ремонтом импортных автомобилей.

Двигатель не запускается
  • нет топлива
  • разряжена аккумуляторная батарея
  • не работает стартер
  • неисправна система зажигания
  • нарушение регулировки газораспределительного механизма
  • неисправности в топливной системе
  • недостаточная компрессия.


  До того, как обратиться к врачу, каждый из нас занимается самодиагностикой. При этом мы не делаем себе рентгеноскопию, не используем электрокардиограф и прочие мудреные приборы. Двигатель автомобиля - тот же организм. Для его точного диагностирования и лечения существует много хитрых приборов, приспособлений и инструментов. Используются различные точные методики и приемы, требующие мастерства и тонкого знания внутреннего устройства.
Для начала предлагаем освоить более простые для понимания вещи.
  Давайте попробуем разобраться, на что следует обращать внимание, эксплуатируя автомобиль: что нужно пощупать, куда посмотреть, где послушать и, может быть, даже понюхать, чтобы понять, как себя чувствует двигатель. Не хотите учиться вместе с нами - доставайте из кошелька несколько сотен рублей и отправляйтесь на компьютерную диагностику. Автомобильное "медицинское обслуживание" платное!

Первичный осмотр

Двигатель перегревается
  • ослабление натяжения или обрыв приводного вентилятора
  • засорение внешней или внутренней поверхности радиатора
  • утечки охлаждающей жидкости
  • неисправность клапана-термостата
  • неисправность насоа системы охлаждения (помпы) или его
    привода
  • образование паро-воздушных пробок
  • неисправность электродвигателя вентилятора системы
    охлаждения, реле или датчика его включения
  • использование некачественного бензина
  • неправильная установка момента зажигания
  • слишком бедная топливная смесь
  • повышенное нагарообразование на внутренней поверхности
    камеры сгорания
  • прогорание прокладки головки блока цилиндров.
Примечание: Не доливайте холодную охлаждающую жидкость
(тосол) в перегретый двигатель, так как это может привести к его
повреждению.
Представьте, что вы добрый доктор. Войдя в палату (гараж), подойдите к пациенту (автомобилю), обязательно поздоровайтесь, скажите ему несколько ласковых, успокаивающих слов и предложите раздеться до пояса (откройте капот).
Начните с внешнего осмотра двигателя. Помните, что ничто не отражает внутреннего благополучия так, как приятная, ухоженная, пышущая здоровьем внешность.

 

 

 

 

 

 

Места течей масла
Зона
двигателя
Возможные источники
Верхняя Прокладка клапанной крышки
Пробка маслозаливной горловины
Средняя Соединения магистрали системы
вентиляции картера. Очень важно,
чтобы соединительные шланги,
пламегасители и т. п. были
чистыми. Засорение системы
вентиляции может привести к
росту избыточного давления
внутри картера и выдавливанию
масла из-под прокладок и
сальников.
Прокладка масляного фильтра.
Нижняя Прокладка масляного картера.
Пробка для слива масла
Передняя Передняя крышка
Передний сальник коленчатого
вала
Задняя Задний сальник коленчатого
вала



  Сильная общая загрязненность двигателя, равно как и наличие интенсивных локальных течей, напротив, свидетельствует о пошатнувшемся здоровье. Если вечером, расставаясь с автомобилем, вы предусмотрительно подложили под двигатель чистый лист газеты, выньте его и осмотрите. Протечки масла и других эксплуатационных жидкостей за ночь оставят на газете следы, по которым вы сможете установить источники течей и определить их интенсивность. Чем она выше, тем скорее нужно принимать меры по устранению неисправностей.
  Следующий шаг - проверка и доведение до нормы уровня всех эксплуатационных жидкостей. Прежде всего нас интересуют моторное масло и охлаждающая жидкость (тосол), поскольку их недостаток сильнее всего отражается на технических характеристиках двигателя.
  Заодно проверьте натяжение приводных ремней навесных агрегатов двигателя (насоса системы охлаждения, генератора, насоса гидроусилителя руля, кондиционера). Убедитесь, что ремни не провисают и не оборваны. Если все в порядке, отряхните брюки и - за руль.

Перед запуском двигателя

 
Перед пуском двигателя, включив зажигание, убедитесь в том, что контрольные лампы аварийного давления масла и подзаряда аккумуляторной батареи исправны.
 
Не торопитесь сразу запускать двигатель. Спешка здесь ни к чему! Вначале поверните ключ в положение "зажигание"... Как правило, при этом на панели приборов всех современных автомобилей загорается ряд лампочек. На данном этапе нас особенно интересуют две.
  Первая - лампочка аварийного давления масла, вторая - контрольная лампа подзаряда аккумулятора, которая указывает на готовность генератора включиться в работу после запуска двигателя. Обе при включенном зажигании еще до запуска двигателя должны гореть ярко-красным светом. А если одна из них не горит? Если не зажглась лампочка подзаряда, это полбеды. Если же не загорается лампочка аварийного давления масла - это тревожный "звоночек". Будьте внимательны, вы потеряли контроль над системой смазки! Давление масла в двигателе - основной показатель исправности агрегата. Не контролируя давление масла, вы рискуете "поиметь" капитальный ремонт двигателя со всеми вытекающими из этого последствиями.
  Причина неисправности заключается либо в плохом контакте клемма-датчик, либо в самом датчике. Искать датчик, как правило, следует в районе масляного фильтра. Неисправность нужно устранить. Только после того, как вы убедились, что все в порядке, запускайте двигатель.

"Холодный" пуск

 
Исправленный двигатель с хорошо отрегулированными системами подачи топлива и зажигания и исправной аккумуляторной батареей запускается с одной попытки в течение 3-5 секунд. Стабильно возникающие проблемы с "холодным" пуском свидетельствуют о неполадках. Предположим, этого мы избежали, и двигатель запустился...
  Смотрим на панель приборов. Две лампочки, о которых шла речь выше обязаны погаснуть.
 
  Внимание: если в течение 5 сек. Лампочка давления масла продолжает гореть, остановите двигатель!
  По прошествии нескольких минут еще раз попробуйте запустить двигатель. В случае отсутствия давления масла нужно искать причину неполадки.
  Возможные причины: низкий уровень масла, неисправен датчик давления масла, забита сетка маслоприемника масляного насоса неисправен масляный насос большой износ коренных и шатунных подшипников коленчатого вала.
  Если давление масла в порядке, приступаем к обследованию двигателя в режиме прогрева.

Прогрев двигателя

 
Частота оборотов непрогретого двигателя примерно в 1,5 раза превышает паспортную частоту холостого хода, составляющую обычно 700-900 об/мин, и должна плавно уменьшаться по мере роста температуры двигателя.
  По прошествии 7-10 минут с момента пуска температура двигателя должна достичь уровня порядка 80°С и стабилизироваться (как и холостые обороты).
  Если ваш автомобиль оснащен тахометром и стрелочным прибором, показывающим температуру охлаждающей жидкости, этот процесс легко проконтролировать.
  Когда прогрев протекает по вышеописанному сценарию, система холостого хода и система охлаждения двигателя работают нормально.
  Если температура двигателя не достигает нужного уровня, скорее всего, виноват клапан-термостат. Причин перегрева двигателя гораздо больше и они отражены в технической справке.
  После того, как двигатель достаточно прогреется, и обороты холостого хода стабилизируются (вы узнаете об этом из показаний контрольных приборов), настанет время послушать, как мотор поет.

Красивый, звучный голос - здоровый организм

Шумы в двигателе
Зона
двигателя
Возможная причина
Верхняя Большие тепловые зазоры в клапанном механизме
Износ ремня или цепи привода распределительного вала
Попадание в камеру сгорания посторонних предметов
Средняя Износ поршня или стенки цилиндра
Износ поршневого пальца или отверстия под него в
бобышке поршня, износ верхней головки шатуна
Износ ремня или цепи привода распределительного
механизма
Нижняя Износ коренных подшипников
Износ упорных полуколец
Износ шатунных подшипников
Износ коленчатого вала
Врачи уверяют, что по отношению к человеку это утверждение полностью справедливо. То же самое можно сказать и о двигателе. Исправный двигатель издает равномерный гул и "тикает", как часы. Некоторые мастера говорят, что он "шепчет". Несмотря на образность выражений, вы наверняка поняли, что они означают.
  Если двигатель работает неравномерно, со сбоями, периодически вибрирует, знайте: это свидетельствует о его неисправности. Иногда неполадки - следствие износа деталей двигателя и падения компрессии в цилиндрах, но чаще всего причинами являются негерметичность впускного тракта, засоренный воздушный фильтр, сбои в работе системы зажигания и топливной системы. Хочется остановиться на тех случаях, когда двигатель, как говорят, "троит", то есть один из цилиндров не работает.
Сняв высоковольтный провод со
свечи, вставьте в наконечник
запасную свечу, корпус которой
надежно соедините с корпусом
двигателя. Вы будете гарантированы
от выхода из строя электронных
приборов системы зажигания


  Пользуясь методом поочередного отсоединения высоковольтных проводов от свечей зажигания, найти "саботажника" несложно. Как только вы попадете на неисправный цилиндр, характер работы двигателя не изменится. Как правильно отключать свечу зажигания, чтобы не вывести из строя электронные приборы, показано на фотографии.
  Зачастую причину неисправности можно определить, осмотрев свечу зажигания. Это позволяет узнать много интересного о состоянии двигателя.
  Нельзя не упомянуть о посторонних шумах и стуках. Сразу оговоримся, что подобный метод диагностики является "высшим пилотажем" и по силам далеко не всем профессионалам.
  Автолюбителям же стоит иметь в виду, что любые резкие металлические звуки свидетельствуют о неисправности. Если их "издают" навесные агрегаты (генератор, помпа, гидроусилитель) - это полбеды. Определить "виновника" шума можно, последовательно снимая приводные ремни этих агрегатов. Если после снятия очередного ремня посторонний звук исчез, покачайте соответствующий шкив для определения радиального и осевого люфта подшипников. Чаще всего именно они являются возмутителями спокойствия.
  Гораздо большими неприятностями грозят стуки, исходящие из чрева самого мотора. Их прослушивают на различных режимах работы двигателя при помощи автомобильного стетоскопа или, если его нет, сухой палочки диаметром около 10 мм из твердой древесины (ее прижимают к скуле ниже мочки уха). Таким путем удается выявить дефекты газораспределительного механизма, цилиндро-поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма.

В здоровом теле - здоровый дух

Анализ дымности выхлопа
Дым черного цвета
Признак неполного сгорания топлива. Система питания готовит
очень богатую смесь и нуждается в регулировке.
Дым сизого (фиолетового) оттенка.
Признак повышенного расхода масла. Двигатель требует
замены маслосъемных колпачков или ремонта
цилиндро-поршневой группы.
Густой белый дым
Признак прогорания прокладки головки блока цилиндров
двигателя. Охлаждающая жидкость попадает в камеру
сгорания.
Дым с запахом выхлопных газов из снятого патрубка
системы вентиляции картера (сапуна) двигателя
Признак прорыва отработавших газов в масляный картер
из-за увеличенных зазоров в цилиндро-поршневой группе.
Диагностическое обследование было бы неполным без анализа дымности выхлопа автомобиля. Он уже достаточно прогрет, так что самое время подойти к его "филейной части" и заглянуть коню "под хвост". Выхлоп исправного двигателя практически бесцветен. Из выхлопной трубы выходит еле различимый легкий дымок белого цвета, интенсивность которого усиливается при резком нажатии на педаль газа.
  В морозную погоду исправный автомобиль оставляет за собой довольно густые клубы белого пара (не путать с дымом!), свидетельствующие о полном сгорании топлива.
  Что же должно насторожить автолюбителя, исследующего выхлопные газы без помощи газоанализатора? Ответ вы найдете в приведенной в статье технической справке.
  Долго вдыхать выхлопные газы - себе дороже. Глушим двигатель. Но это еще не финал. Стоит обследовать внутреннюю поверхность пробки маслозаливной горловины. Наличие на ней следов вспененной эмульсии грязно-желтого цвета - очень тревожный симптом, говорящий о просачивании в масло тосола. Сняв крышку расширительного бачка или радиатора, обследуйте тосол. Внимание: чтобы избежать травмы, делать это нужно на остывшем двигателе! Масляная пленка на поверхности тосола, так же, как вспененное моторное масло - предвестники срочного ремонта двигателя.
  Вот, пожалуй, и все. Мы полностью обследовали "пациента", пройдясь буквально от кончика носа до хвоста. И пользовались при осмотре не дорогостоящим, недоступным большинству автолюбителей оборудованием, а тем, что дано нам от природы: зрением, слухом, обонянием и, конечно же, загадочным "серым веществом".
  Пациента звали Nissan Sunny (1987 г. выпуска, двигатель объемом 1,6 л.), А поставленный ему "диагноз" вы уже прочитали в заголовке статьи. Не беспокойтесь, он еще побегает по дорогам.

Диагностика двигателя

 

Страхование


Посмотреть все статьи